вторник, 21 февраля 2017 г.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ДОНСКИМ КАЗАЧЕСТВОМ В XVI - НАЧАЛЕ XVIII вв.

Регулярный характер отношения между Москвой и донскими казаками приняли в 70-х гг. XVI в. Это явилось следствием некоторого роста численности казачьих рядов и необходимостью для русского правительства более активного использования сил казачества для противодействия турецкой экспансии. Первые дошедшие до нас царские грамоты донским казакам 1570 и 1571 гг. свидетельствуют о том, что служебные поручения царя были вполне конкретными, как и царское жалование за их выполнение. В качестве жалованья казакам давались "деньги , и сукно, и селитра, и свинец". Но ни регулярной службы, н регулярного царского жалованья за неё еще не было.

В конце XVI в. - при царе Фёдоре Иоановиче - отношения между Москвой и Доном приобрели более постоянную основу. В связи с начавшимся процессом формирования низового Войска Донского русские посольства стали останавливаться на Дону, в центре этого войска. посольства привозили казакам царские грамоты, в которых выражались требования правительства по отношению к ним, и передавали им царское жалованье за службу.  В грамотах речь шла не о какой-то определённой службе, ао ряде служебных поручений. Заметно было стремление русских властей изменить сами основы этих отношений с казаками с целью установления над ними своего контроля.

Более прямая попытка подчинения казачества была сделана в грамоте 1592 г., когда правительство предложило принять казакам в "головы" сына боярского Петра Хрущева. Казаки отвергли это требование, заявив послу, что "голову нас не бывало, служивали своими головами". Потерпев неудачу в своём стремлении к подчинению донского казачества, московские власти в конце XVI - начале XVII в. уже не пытались изменить характер своих отношений с Доном. Это было связано не только с осознанием в Москве слабости своих позиций на Дону, но и си обострением внутреннего положения в стране и с начавшимся смутным временем.


Неизбежным следствием ослабления государства и свертывания активной политики на Дону стало стремление донского казачества воздействовать на политическую ситуацию в России в соответствии со своей системой социально-политических ценностей, своими представлениями о характере русской государственности. Это проявилось в уходах казачьих сил с Дона во внутренние уезды страны и участии в развернувшейся там борьбе. Донские казаки в 1601-1605 гг. поддержали Лжедмитрия I в его борьбе за престол, видя в нём законного царя, сына популярного на Дону Ивана Грозного. Свержение самозванца и передача престола князю Василию Ивановичу Шуйскому в 1606 г. вызвали недовольство казаков и привели к участию их в восстании И. Болотникова 1606-1607 гг., а затем поддержке Лжедмитрия II и пребыванию казачьих отрядов в Тушинском лагере вплоть до его распада в конце 1609 г.

Однако часть казаков на Земском соборе 1613 г. поддержала кандидатуру Михаила Романова, что обеспечило донским казакам весьма благоприятное к себе отношение со стороны Москвы при новом царе. Выразилось это в установлении с 1613 г. регулярной выплаты казакам царского жалованья, в присылке на Дон в 1614 г. царского знамени, в предоставлении им права беспрепятственного въезда в южные города для торговли и свиданий с родными в обмен на требование, чтобы они "великому государю служили и прямили".

Все эти факты говорят, что Войско Донское, которое после Смуты завершало своё формирование, попало в положение вассала по отношению к России. Особенностью донского вассалитета было то, что в рамках этих отношений Дон пользовался очень большой степенью самостоятельности. Обязанностью Войска Донского как вассала была служба царю. При этом службу каждая из сторон принимала по-своему, что способствовало возникновению конфликтных ситуаций во взаимных отношениях. Так, в 1637 г. казаки Войска Донского взяли Азов (так называемое Азовское сидение 1637-1642 гг.) Но этот блестящий успех вызвал в Москве переполох. Русское правительство опасалось обострения русско-турецких отношений. Особенно неприятно было то, что совершая эту акцию, казаки даже не поставили в известность о её подготовке. Однако скоро Москва увидела положительные последствия взятия Азова - на Юге стало спокойнее, Азов перестал быть центром работорговли опорным пунктом турецкого влияния. Поэтому он и стали помогать казакам продержаться подольше, но даже не допускали мысли о военном вмешательстве на стороне казаков. Россия ещё не была готова к активной борьбе за Юг. Поэтому в 1642 г. казакам предложили оставить Азов и предупредили, что в случае непослушания они останутся без московской поддержки.

Источник: Т.Ф. Ермоленко "История Юга России" учебное пособие, изд. ООО "Гарант Менеджмент", 2008
Изображение:http://files.storeland.net/f670/395/sYVF1k0yZPw.jpg

Комментариев нет:

Отправить комментарий