среда, 9 октября 2013 г.
понедельник, 7 октября 2013 г.
Золото Донского края
Так уж сложилось исторически, что казаки всегда содержали лошадей, ведь казак без лошади это не казак. Любовь к этому благородному животному наши предки впитывали с молоком матери. Лошадь была помощником и в мирные годы, когда надо было пахать и сеять хлеб, и в годы войн и лишений.
Казак и конь — единое целое, они не раз спасали друг другу жизнь, согревали друг друга в лютую стужу. Много лет спустя, любовь к этому благородному животному не умерла, она осталась в генах каждого человека, живущего на Донской земле.
Саркел-Белая Вежа
Культурные остатки, найденные в крепости, не оставляют сомнения о принадлежности ее к тому же нижнедонскому варианту салтовской культуры, к которому относятся и эти поселения. По времени возникновения крепость, судя по всему, не выходит за пределы VIII в. Особенно же важно точное определение времени ее гибели. Ценнейшие данные по этому вопросу представляют найденные при раскопках крепости арабские монеты. Особенно любопытна одна такого рода находка. У ног одного из скелетов – женщины, погибшей при разгроме крепости, найдены серебряные диргемы – целые и разрезанные на половинки – в количестве 25 экземпляров у одной ноги и 24 у другой. По всей вероятности, они были спрятаны у нее в обуви и остались незамеченными грабителями. В составе этих монет, в целом представлявших для своего времени солидную ценность, были омейядские иаббасидские диргемы, но ни одна из них не относилась ко времени позже правления халифа Амина (809-813гг.). На этом основании следует полагать, что крепость была разгромлена в первой трети, если не четверти, IX в., во всяком случае до построения Саркела.
Саркелские кирпичи, так же как и некоторые железные вещи, находимые в развалинах этой крепости, попали сюда много позже ее гибели, вероятно, не раньше разрушения самого Саркела, и свидетельствуют лишь о новой попытке заселения занятого ею места. Кем была разгромлена крепость на правом берегу Дона? Во всяком случае не печенегами, появившимися здесь значительно позже. Может быть мадьярами, около этого времени проникшими в степи к западу от Дона?
К сожалению, мы не можем в точности определить время возникновения оседло-земледельческого поселения у хутора Карнаухова (сейчас затоплен), относящегося к той же культуре, что и Правобережная крепость и находящегося недалеко от нее, и поэтому не имеем права безусловно утверждать, что оно существовало одновременно с этой крепостью, хотя такое заключение более чем вероятно. И на этом поселении и на других поселениях того же рода на Нижнем Дону представлена культура, возникновение которой обычно с достаточным основанием датируется VIII в. Если это действительно так, если поселение у хутора Карнаухова возникло примерно в то же время, что и Правобережная крепость, то весьма примечательно, что при довольно значительных по объему произведенных здесь раскопочных работах, в этом поселении не встречено никаких признаков погрома, соответствующего тому, что имело место в Правобережной крепости. Принимая во внимание территориальную близость этого поселения к Правобережной крепости, это более чем странно, имея в виду гибель последней в результате набега мадьяр. Невероятно, что мадьяры, уничтожившие сильную крепость, взятие которой было нелегкой задачей, пощадили находившееся поблизости почти не укрепленное поселение. Так как других внешних врагов у хазар на Дону в это время не было, да и любые из них не ограничились бы разгромом крепости, не тронув беззащитного поселка в ее окрестности, то наиболее вероятным является предположение, что Правобережная крепость была уничтожена самими хазарами в результате внутренней борьбы составляющих ее социальных сил. Можно было бы думать, что разгром Правобережной крепости был вызван противодействием местного вождя, несомненно находившегося в вассальной зависимости от хазарского царя, каким-то мероприятиям центрального правительства, например, сооружению Саркела. Появление по соседству сильного опорного пункта центральной власти роняло значение этого вождя, владеющего важнейшей переправой через реку Дон и вообще ставило его в более зависимое, чем раньше, положение. Может быть и так, но еще более вероятным представляется, что само построение Саркела было следствием разрушения Правобережной крепости, до тех пор контролировавшей переправу через Дон, и что разрушение ее связано с серьезнейшими внутренними событиями в Хазарском государстве.
Саркел-Белая Вежа - крепость которую мы потеряли?
Историческая справка: Саркел (хазарск. «белый дом») - хазарский, позже русский город-крепость на левом берегу реки Дон на окраине х. Попов, между станицей Цымлянской и хутором Красный Яр в устье реки Цымла (Цымля). В настоящее время находится на дне Цимлянского водохранилища. Более правильное (хазарское) название – Шаркил. Традиционное наименование Саркел взято из греческого языка, где звука «ш» не существует, поэтому он передан через «с».
Долгое время местоположение крепости определялось гипотетически, обычно в районе наибольшего сближения Дона с Волгой. Проведенные в 1934-36 годах в регионе раскопки позволили Михаилу Артамонову идентифицировать с Саркелом Левобережное Цымлянское городище. Крепость располагалась на мысе, отделенном от берега рвом. У стены находился второй ров. По форме крепость представляет собой четырехугольник (193,5 на 133,5м). Выстроена изобожженного кирпича, кладка бесфундаментная.
Толстые (3,75 м), высокие (не менее 10 м) стены усилены башенными выступами и массивными угловыми башнями. В северо-западной стене находились главные ворота, вторые ворота (меньшего размера) располагались на северо-восточной стене и выходили к реке. Крепость имела несколько линий обороны. Внутри делилась на две части поперечной стеной. В меньшую юго-западную часть можно было попасть только изнутри, в ее южном углу располагалась укрепленная квадратная башня - донжон.
суббота, 5 октября 2013 г.
вторник, 1 октября 2013 г.
Поддержите "Второе солнце Дона» - Войсковой собор в Новочеркасске
Осталось 5 дней для того, чтобы поддержать «Второе солнце Дона» - Войсковой собор в Новочеркасске
Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске на площади Ермака — главный храм Донского казачества – участвует в интернет-голосовании проекта «Россия10» и представляет там Ростовскую область. Храм по праву считается одним из самых величественных и красивых соборов в России. Это третий по величине собор после московского храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Вознесенский собор был заложен и освящен при основании города Новочеркасска в 1805 году. Фактически строительство началось только в 1811 году и продолжалось до 1846 года, когда при сведении главного купола обрушилась часть храма. Второй проект собора также был неудачен, он обрушился в 1863 году. В 1891 году создали третий проект храма, и к 1904 году собор в Новочеркасске был построен. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. В советское время Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад. В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы и в 2005 году, к 200-летию Новочеркасска завершилась реставрация фасада здания. В 2010-2011 годах купола вновь покрыли золотыми листами, а в крест вставили камень из горного хрусталя. Сейчас в храме покоятся останки знаменитых донских казачьих атаманов.
СТАРИННАЯ КАЗАЧЬЯ КУХНЯ: ЧАПРА ДОНСКАЯ
ЧАПРА ДОНСКАЯ (Станица Старочеркасская, XVIII-XIX вв.)
В банку или горшок уложить сырыми: 3 болгарских перца, половину горького, несколько помидоров, три дольки чеснока, ветку укропа, острогон, лавровый лист. Сварить томатный сок и залить им овощи. Плотно закрыть крышкой и пастеризовать 10-15 минут. Приправа к разным мясным и рыбным блюдам.
Острогон - самый крепкий уксус. Переиначено с эстрагон франц.
Острогон - самый крепкий уксус. Переиначено с эстрагон франц.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)