четверг, 16 марта 2017 г.

КАЗАЧЕСТВО В БОРЬБЕ С САМОДЕРЖАВИЕМ. ВОССТАНИЕ КОНДРАТИЯ БУЛАВИНА

В 1707 г. началось Булавинское крестьянско-казацкое восстание в России, названное по имени Кондратия Булавина. Шло оно под лозунгом уничтожения тех, кто "неправду делает": бояр, воевод, "начальных людей". Основными движущими силами были донские казаки. Активное участие принимали бурлаки, мелкие посадские люди и угнетённые народности - татары, мордва и др. Непосредственным толчком к восстанию явились действия карательного отряда князя Ю. В. Долгорукого, посланного на Дон для сыска и возврата беглых. В ночь на 9 октября 1707 г. свыше 200 человек во главе с Булавиным у Шульгинского городка на р. Айдаре уничтожили одну из партий карателей. Восстание быстро распространилось по городкам верхнего течения Дона. Против повстанцев были двинуты отряды зажиточных казаков и калмыков. В бою на р. Айдаре, близ городка Закотного, повстанцы потерпели поражение, Булавин с несколькими приверженцами бежал в Запорожскую Сечь. Первые вспышки восстания были подавлены.



С конца 1707 г. начался второй этап восстания. Центром движения стал Пристанский городок на р. Хопре, куда в марте 1708 г. приехал Булавин. Отсюда рассылались "прелестные" письма с призывом к восстанию. В начале апреля Булавин двинулся к Черкасску - административному центру донского казачества. Он разбил войско атамана Л. Максимова, рядовые казаки перешли на сторону восставших, и Черкасск почти без боя перешёл в руки повстанцев. Максимов и пять старшин были казнены, Булавин был избран войсковым атаманом.

Организуя поход на Москву, Булавин стремился заручиться помощью запорожских казаков, раскольников, Ногайской орды. На Волгу он направил отряды атаманов И. Некрасова, И. Павлова, Л. Хохлача. 12-13 мая 1708 г. они взяли Дмитриевск, 26 мая осадили Саратов, но овладеть им не смогли и двинулись на Царицын, который захватили 7 июня. Отряды атаманов с. Драного, Н. Голого и С. Беспалого отправились на Северный Донец и Слободскую Украину и в ночь на 8 июня 1708 г. на р. Уразовой разгромили Сумский полк. Главные силы Булавин выставил против Азова. Раздробление сил облегчило разгром восставших. Верхушка казачества, временно примкнувшая к восстанию, отошла от него после взятия Черкасска и организовала заговор. 7 июля  1708 г. в Черкасске заговорщики расправились с Булавиным.

Дальнейшую борьбу с царскими войсками продолжали отдельные отряды повстанцев, руководимые Н. Голым, И. Некрасовым, С. Беспалым, И. Павловым. Остатки восставших действовали на Средней и Нижней Волге до начала 1709 г.

Булавинское восстание было жестоко подавлено:очень многие донские станицы (городки) были уничтожены, часть земель была отобрана у Донского войска, беглые возвращены владельцам. Дон потерял независимость. Часть восставших во главе с Некрасовым (так называемые некрасовцы) ушла на Кубань, а в 1740 г., спасаясь от царских войск, переселились в Османскую империю (на территорию современной Румынии). В 1962 г. большая группа потомков булавинцев вернулась в СССР и поселилась в Будёновском районе Ставропольского края.

Источник: Т.Ф. Ермоленко "История Юга России" учебное пособие, изд. ООО "Гарант Менеджмент", 2008
Изображение:https://life-routes.ru/wp-content/uploads/2016/01/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0-800x485.jpg

вторник, 14 марта 2017 г.

КАЗАЧЕСТВО В БОРЬБЕ С САМОДЕРЖАВИЕМ. ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА

Казаки дали России целый ряд людей, возглавивших народный протест Российского государства. Степан Разин - донской казак станицы Зимовейской стал предводителем крупнейшего в истории допетровской России восстания 1670 - 1671 гг. На страницах истории Разин появляется в 1661 г.; в это время он ведёт переговоры с калмыками от имени казачьего Войска Донского. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества. Видными казачьими предводителями были также старший брат Разина Иван и младший - Фрол. В 1662 - 1663 гг. Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи.

Царский воевода князь Ю.А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову  и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.


После удачного грабительского похода казацкой голытьбы на Нижнюю Волгу, на Яик и в Персию (1667) Разин весной 1670 г. организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал "прелестные" (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации - воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в "измене" царю. Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной  власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.

Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители. Начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы.

Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд небольших крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска, осенью 1670 г. был ранен и удалился на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке. В апреле 1671 г. Разин был пленён казачьими старшинами, которые взяли Кагальницкий городок штурмом. Он вместе с младшим братом Фролом был выдан царскому правительству, привезён в Москву и подвергнут пыткам. 6 июня 1671 г. Степан после оглашения приговора был четвертован возле Лобного места на Красной площади. Фрол, видя мучения брата, которые ожидали его самого, растерялся и закричал: "Я знаю слово и дело государево"! "Молчи, собака!" - сказал Степан. Это были его последние слова: после них палач отрубил ему голову. Признание помогло Фролу отсрочить казнь, которой, впрочем, он не избежал.

Казачья война на Волге и крестьянская в Поволжье продолжались и после отступления Разина на Дон, и после его казни, под предводительством атаманов Василия Уса и Фёдора Шелудяка. Лишь 27 ноября 1671 г. правительственные войска овладели столицей разинцев - Астраханью. В ходе мятежа исключительную жестокость проявляли и повстанцы, и картели.

Источник: Т.Ф. Ермоленко "История Юга России" учебное пособие, изд. ООО "Гарант Менеджмент", 2008
Изображение: http://perstni.com/wp-content/uploads/2016/02/1328064183_razin-m.jpg

четверг, 9 марта 2017 г.

ОБРАЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

С XVI в. важное место в политической, военной, социальной жизни региона играли Волгское, Донское и Терское казачьи войска. Ограничивая автономию казачества, в XVIII в. власть вместе с тем всё больше использовала его. В конце XVIII в. появилось ещё одно казачье войско - Кубанское (Черноморское). Решающую роль в формировании кубанского казачества сыграли запорожские и донские казаки, создавшие на Кубани самобытные формы казачьей жизни.

В 1775 г. Екатерина II приказала расформировать Запорожскую Сечь. После чего пять тысяч казаков бежали за Дунай, под покровительство турецкого султана. Увидев в этом серьёзную опасность, князь Потёмкин предложил сформировать "Войско верных казаков". В 1783 г. трём запорожским старшинам было разрешено организовать казачью службу, и в 1787 г. были созданы вольные казачьи команды. За участие в войне с Турцией 1787-1791 гг. они получили земли между Южным Бугом и Днестром и были названы Черноморским казачьим войском.

В 1792 г. черноморским (запорожским) казакам были даны жалованные грамоты, по которым организовывалось их переселение (первоначально 25 000 человек) в устье Кубани, где в 1794 г. был основан город Екатеринодар, в котором находилось главное войсковое начальство. Разрешено было принимать в казаки всех желающих свободных людей. Кроме того, в этих местах проживали донские казаки - участники Булавинского восстания 1707 г. - некрасовцы. Во главе с атаманом Некрасовым они бежали на Кубань, которая была в то время частью Крымского ханства. Часть их после присоединения Кубани к России ушла дальше в Турцию, а часть осталась. В конечном итоге к концу XVIII в. запорожцев осталось не более 30%. Для защиты от нападений черкесов возводились кордоны, или посты, и пикеты. В первой половине XIX в. (1808, 1820 и 1848 гг.) по распоряжениям правительства в Северо-Западный Кавказ переселяются более 100 000 крестьян из малороссийских губерний, а также вышедшие из Турции и поселившиеся на Кубани запорожцы. В 1850 г. здесь было уже 3 города, 61 станица и 2 посёлка, 2548 хуторов.


Основные начала организации казачества были изложены в грамотах от 30 июня и 1 июля 1792 г. Сохранялось знамя, литавры, другие регалии Запорожской Сечи. Войско обязывалось нести пограничную службу, признавалось коллективным юридическим лицом, получало определённое жалованье и имело свободную внутреннюю торговлю и право продажи вина на войсковых землях. Земля находилась в общей собственности. Войско в административном отношении подчинялось таврическому губернатору, но имело своё войсковое правительство (атаман, судья и писарь). К середине XIX в. сложилась сословная структура Черноморского войска: старшины, превратившиеся в дворянское сословие, казачье духовенство и рядовые казаки.

Дворянство, помимо обычного казачьего права на 30 десятин земли, имело пожизненные 1500 десятин на генерала, 400 - на штабс-офицера и 200 - на обер-офицера. В сходах участвовали представители всех сословий, духовенство в станичном самоуправлении играло почётную роль. С 1855 г. назначение войсковых атаманов производилось исключительно из лиц неказачьего происхождения.

Землепользование определялось писаными законами, а также обычаями, которые имели преимущество перед писаным правом. Грамоты 1792 г. передали казакам землю в дар как вечную потомственную собственность, а акты 1801 и 1802 гг. юридически оформили коллективную земельную собственность.

Черноморское казачество традиционно занималось земледелием, скотоводством, рыболовством. Казаки несли напряжённую сторожевую службу на 260 вёрстах вдоль Кубани до берега Чёрного моря (всего было 60 постов и батарей и более 100 пикетов 3-10 до 50-200 казаков в каждом). Разведку вели пластуны, жившие товариществами. Партизанская война между казаками и горцами продолжалась до 1864 г.

Источник: Т.Ф. Ермоленко "История Юга России" учебное пособие, изд. ООО "Гарант Менеджмент", 2008
Изображение:http://st.atributia.ru/8/1348/412/image1186639.jpg

четверг, 2 марта 2017 г.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕРСКОГО И ВОЛГСКОГО КАЗАЧЕСТВА

1577 г. - когда терские и гребенские казаки успешно защитили Терки от крымских татар - считается датой рождения Терского войска. В 1588 г. город был перенесён в устье р.Терек. В XVII в. продолжалось укрепление границ Терека. В 1651 г. был построен острог на р.Сунже. Терское казачество постоянно пополнялось казаками с Дона, Волги и различных "украинных городов". Принцип построения уклада жизни и системы управления терского казачества соответствовал Войску Донскому.

Известны в истории и волгские казаки. Их исторические корни следует искать в пограничных с землями Золотой Орды княжествах - Рязанском, Переславском и др. Они несли караулы по пограничным укреплениям, вышли далеко на юго-восток в качестве сторожевых застав, вплоть до Волги. После присоединения к России Казани (1522) и Астрахани (1556) плавание по Волге оказалось в их руках, чем они и пользовались, грабя проходящие суда. За это Иван Грозный велел "...воровских волгских казаков пытать, казнить, вешать".

Волгские казаки воевали с ногайской ордой, чьи кочевья начинались сразу за Волгой. Некоторые из них поплатились за это головами, так как московскому царю в это время война с ногайцами была невыгодна. Конец XVI - начало XVII в. связан с их борьбой с прикочевавшими из Азии калмыками. Постепенно обстановка в Поволжье нормализовалась. Но в самой Московии началось Смутное время, одной из черт которой было самозванчество. Так и на Волге объявился "племянник" московского царя Дмитрия - "царевич Пётр" - на самом деле беглый холоп Илья Коровин. Под именем царевича Петра он отправился вверх по Волге "к дяде". К нему присоединилась Волгская казачья вольница, количество войск Петра" дошло до 4 тыс. человек. Однако, узнав, что Лжедмитрий убит в Москве, основная часть повернула обратно. Остатки были разбиты, а сам "Пётр" схвачен и повешен.



Однако на этом дело не закончилось. В 1613 г. в низовьях Волги объявилась жена двух Лжедмитриев Марина Мнишек с сыном и атаманом Иваном Заруцким с частью донских и запорожских казаков. Им удалось захватить Астрахань, а затем, собрав до 30 тысяч человек войска, пойти вверх по Волге на Москву. Однако присланные от власти переговорщики убедили большинство казаков признать Михаила Романова царём и они покинули Заруцкого. Более того, весной 1614 г. они выдали и Мнишек с сыном и Заруцкого московским властям.

В первой половине XVII в. волгские казаки привлекались Москвою к военным действиям на Кавказе. В 1733-1734 гг. было образовано Волгское казачье войско (главным образом из донских казаков). Оно активно действовало, как и все остальные отряды казачества, в интересах России. Но в 1835 г. в связи с изменением границ государства Николай I принял решение расформировать волгское казачество и перевести его казаков в состав Оренбургского, Терского и Астраханского казачьих войск.

Источник: Т.Ф. Ермоленко "История Юга России" учебное пособие, изд. ООО "Гарант Менеджмент", 2008
Изображение: http://forumimage.ru/uploads/20110924/131686558770006531.jpg

четверг, 23 февраля 2017 г.

УКЛАД ЖИЗНИ КАЗАКОВ В XVI - НАЧАЛЕ XVIII вв.

"Вольное" Донское Войско представляло собой федерацию общин, первичными из которых были станицы. Здесь сложилась особая форма демократии - казачья демократия. Поскольку донское общество было традиционным, ориентированным на обычай, "старину", то носителем важнейших знаний были "старые" (почтенные, заслуженные) казаки. Из числа "стариков" обычно выбирались атаманы, есаулы, полковники и старшины. Кроме того, именно "старики" обладали решающим голосом на кругах.

Станица была сообществом полноправных людей (собственно казаков) и выступала основным источником и гарантом индивидуального права на землю: земельный надел получал только член общины, выход же из неё или исключение из числа казаков означали потерю надела. Однако у казака или отдельной казачьей семьи земля могла быть только в пользовании. Что же касается прав распоряжения и владения землёй, то они распределялись между станицей и войсковой администрацией.

До начала XVIII в. желающие основать новый городок обращались за разрешением к Войску, причём Войсковой круг разрешал принять на выбранную для поселения землю лишь столько людей, сколько могло там прокормиться. Если речь шла о размежевании земель между соседними станицами, то его проводили представители с каждой стороны, однако "запись" об этом обязательно отправлялась в Войско, откуда затем станицы получали "разводные грамоты".

Для донцов было характерно "трудовое" понимание земельной собственности. На взгляд казаков, границы их владений - как на уровне отдельной станицы, так и Войска в целом - совпадали с пределами их трудовой, промыслово-хозяйственной деятельности. Иначе говоря, обитатели Дона считали своими любые угодья, которыми они пользовались хотя бы время от времени, как бы далеко эти угодья ни лежали. Когда перед лицом внешних сил донцам было нужно обосновать своё право на те или иные земли, они ссылались на "казацкую обыкность" (систему обычноправовых норм), в соответствии с которой землевладение оформлялось и осуществлялось без документов "без крепостей". Более того, казаки вообще не признавали документов на землю, если те не исходили от войсковой администрации или напрямую от царя.

Важную роль в сознании жителей "вольного Дона" играло стремление к личному обогащению на войне или в разбойном походе. До начала XVIII в. именно "военно-разбойный" способ обогащения считался на Дону наиболее престижным. Один из так называемых "заветов Ермака" гласил: "Землю, казаки, пахать нельзя, мы - войны! Станем землю пахать - паны появятся. Ловите рыбу, разводите скотину, ходите на гульбу, за зипунами".

Походы морем на турок или захват у них Азова рассматриваются в донском фольклоре не только как возможность наполнить войсковую казну и обогатиться лично, но и как служба царю. Дело, видимо, в том, что, по преданию, Иван Грозный пожаловал Ермаку и его товарищам Дон именно для того, чтобы они воевали с турками и татарами. Впрочем, пиетет к царю не мешал казакам предпринимать самовольные, противоречащие планам российского правительства походы на крымцев и турок. При этом донские казаки ходили "за зипунами" не только в чужие земли, но и внутрь России (к примеру, на Волгу), где грабили как иностранцев, так и подданных московского царя. Так поступал, например, легендарные Ермак и Степан Разин.

Источник: Т.Ф. Ермоленко "История Юга России" учебное пособие, изд. ООО "Гарант Менеджмент", 2008
Изображение:http://lemur59.ru/sites/default/files/images/ataka-kazakov.jpg

вторник, 21 февраля 2017 г.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ДОНСКИМ КАЗАЧЕСТВОМ В XVI - НАЧАЛЕ XVIII вв.

Регулярный характер отношения между Москвой и донскими казаками приняли в 70-х гг. XVI в. Это явилось следствием некоторого роста численности казачьих рядов и необходимостью для русского правительства более активного использования сил казачества для противодействия турецкой экспансии. Первые дошедшие до нас царские грамоты донским казакам 1570 и 1571 гг. свидетельствуют о том, что служебные поручения царя были вполне конкретными, как и царское жалование за их выполнение. В качестве жалованья казакам давались "деньги , и сукно, и селитра, и свинец". Но ни регулярной службы, н регулярного царского жалованья за неё еще не было.

В конце XVI в. - при царе Фёдоре Иоановиче - отношения между Москвой и Доном приобрели более постоянную основу. В связи с начавшимся процессом формирования низового Войска Донского русские посольства стали останавливаться на Дону, в центре этого войска. посольства привозили казакам царские грамоты, в которых выражались требования правительства по отношению к ним, и передавали им царское жалованье за службу.  В грамотах речь шла не о какой-то определённой службе, ао ряде служебных поручений. Заметно было стремление русских властей изменить сами основы этих отношений с казаками с целью установления над ними своего контроля.

Более прямая попытка подчинения казачества была сделана в грамоте 1592 г., когда правительство предложило принять казакам в "головы" сына боярского Петра Хрущева. Казаки отвергли это требование, заявив послу, что "голову нас не бывало, служивали своими головами". Потерпев неудачу в своём стремлении к подчинению донского казачества, московские власти в конце XVI - начале XVII в. уже не пытались изменить характер своих отношений с Доном. Это было связано не только с осознанием в Москве слабости своих позиций на Дону, но и си обострением внутреннего положения в стране и с начавшимся смутным временем.


Неизбежным следствием ослабления государства и свертывания активной политики на Дону стало стремление донского казачества воздействовать на политическую ситуацию в России в соответствии со своей системой социально-политических ценностей, своими представлениями о характере русской государственности. Это проявилось в уходах казачьих сил с Дона во внутренние уезды страны и участии в развернувшейся там борьбе. Донские казаки в 1601-1605 гг. поддержали Лжедмитрия I в его борьбе за престол, видя в нём законного царя, сына популярного на Дону Ивана Грозного. Свержение самозванца и передача престола князю Василию Ивановичу Шуйскому в 1606 г. вызвали недовольство казаков и привели к участию их в восстании И. Болотникова 1606-1607 гг., а затем поддержке Лжедмитрия II и пребыванию казачьих отрядов в Тушинском лагере вплоть до его распада в конце 1609 г.

Однако часть казаков на Земском соборе 1613 г. поддержала кандидатуру Михаила Романова, что обеспечило донским казакам весьма благоприятное к себе отношение со стороны Москвы при новом царе. Выразилось это в установлении с 1613 г. регулярной выплаты казакам царского жалованья, в присылке на Дон в 1614 г. царского знамени, в предоставлении им права беспрепятственного въезда в южные города для торговли и свиданий с родными в обмен на требование, чтобы они "великому государю служили и прямили".

Все эти факты говорят, что Войско Донское, которое после Смуты завершало своё формирование, попало в положение вассала по отношению к России. Особенностью донского вассалитета было то, что в рамках этих отношений Дон пользовался очень большой степенью самостоятельности. Обязанностью Войска Донского как вассала была служба царю. При этом службу каждая из сторон принимала по-своему, что способствовало возникновению конфликтных ситуаций во взаимных отношениях. Так, в 1637 г. казаки Войска Донского взяли Азов (так называемое Азовское сидение 1637-1642 гг.) Но этот блестящий успех вызвал в Москве переполох. Русское правительство опасалось обострения русско-турецких отношений. Особенно неприятно было то, что совершая эту акцию, казаки даже не поставили в известность о её подготовке. Однако скоро Москва увидела положительные последствия взятия Азова - на Юге стало спокойнее, Азов перестал быть центром работорговли опорным пунктом турецкого влияния. Поэтому он и стали помогать казакам продержаться подольше, но даже не допускали мысли о военном вмешательстве на стороне казаков. Россия ещё не была готова к активной борьбе за Юг. Поэтому в 1642 г. казакам предложили оставить Азов и предупредили, что в случае непослушания они останутся без московской поддержки.

Источник: Т.Ф. Ермоленко "История Юга России" учебное пособие, изд. ООО "Гарант Менеджмент", 2008
Изображение:http://files.storeland.net/f670/395/sYVF1k0yZPw.jpg

четверг, 9 февраля 2017 г.

ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА КАК ОСОБОГО ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Существует несколько концепций происхождения донского казачества. Традиционным в историографии является миграционный подход. Суть его в том, что предками казаков были вольнолюбивые русские люди, в основном крестьяне, которые бежали от крепостного гнёта. Вторая версия - происхождение казаков от половцев и бродников - рассеянного славянского или хазарского населения Нижнего Дона и Приазовья. Существует и теория кавказского происхождения, согласно которой казаки - это выходцы из Кабарды. По этой версии донские казаки произошли от запорожских казаков, а те являются потомкам кавказцев - черкесов, отсюда якобы произошёл термин "черкасские казаки".


Небезынтересна и концепция монголо-татарского происхождения, согласно которой казаки формировались на основе легкой монголо-татарской конницы, которая, в свою очередь, формировались из касогов (черкесов), бродников и других народов, населявших Дикое поле. После распада Золотой Орды они оказались на границах русских княжеств и постепенно стали сливаться с русским народом, перенимая язык и веру.


В общем, все концепции укладываются в два подхода: миграционный и автохтонный (т.е. коренного происхождения). Очевидно, что в процессе формирования южнороссийского казачества участвовали разные факторы. Вероятным является происхождение его основной массы из групп свободного населения пограничных территорий Руси, Литвы, Польши, Ногайской орды. Численный состав значительно увеличивался за счёт славянского населения, мигрирующего в приграничные области во время политических кризисов, войн, усиления помещичьего гнёта  и религиозных гонений.

Постепенно сложилась особая система управления казачьими общинами, характеризуемая длительным сохранением демократических норм самоуправления. Донское казачество в XVI - начале XVIII в. мело особую форму государственной власти - Войско Донское. Возникнув как военно-политическое объединение отдельных казачьих самоуправляющихся общин, существовавших в виде поселений, Войско Донское к середине XVII в. объединяло до 125 казачьих городков. Войско Донское выполняло функции аппарата социального, военного и хозяйственного управления многочисленным населением Дона.

Источник: Т.Ф. Ермоленко "История Юга России" учебное пособие, изд. ООО "Гарант Менеджмент", 2008
Изображение: http://rostov-region.ru/kartiny/item/f00/s00/e0000055/pic/000000.jpg