четверг, 1 декабря 2016 г.

ИСТОРИЯ ДОНА В ЛИЦАХ: САРЫ-АЗМАН (XVI век)

Первый "исторически достоверный" донской атаман. 


О первом донском казачьем атамане Сары-Азмане известно немного. М.Карамзин в своей «Истории государства Российского» по этому поводу кратко заметил:
«Казаки гнушались зависимостью от магометанского царства … и в 1549г. вождь их Сарыазман, именуясь подданным Иоанна, строил крепости на Дону».


Более подробные сведения о первом донском атамане даются в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В этой грамоте, датированной 1550 г., князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют... Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди – Сарыазманом зовут – разбойник твой пришел и взял их».

Царь Иван Грозный дипломатично ответил князю, что «те разбойники, что гостей ваших забирают, живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один
раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут. Вы бы сами велели их переловить и к нам прислали, а мы приказали бы их показнить. Гостей
ваших в своей земле мы бережем, а дорогою береглися бы они сами.

Тебе известно, что на Поле всегда лихих людей много разных государств, и тех людей кому можно знать: нам гостей ваших беречь на Поле нельзя, а бережем и жалуем их в своем государстве». Далее царь добавлял, что хотел бы с Юсуфом «дружбу свою крепкую держати, а то что Сары-Азман Князевых людей побил, тут царь ему ничем помочь не может, но если Юсуф поймает Сары-Азмана и пришлёт его в Москву, то царь «велит его казнити».
В ответном письме Ивану Грозному князь с упреком замечает что «дружба ли то, что на Дону твои холопи, Сарыазманом зовут, наших послов и гостей разбивают и грабят.
Царь ответил в неопределенном тоне...
Кто же такой Сары-Азман, откуда родом, как жил и - чем знаменит? На все эти вопросы определенно ответить сейчас практически невозможно, ибо документы, которые позволили бы сделать это, исчезли в пламени войн, восстаний и революций, осталось только имя донского атамана – Сары-Азман...
Да и имя ли это... Донской дореволюционный историк Е.П.Савельев, автор трехтомной истории донского казачества, пишет, что «Сары-Азман – слово персидское, бывшее в употреблении у ногайцев и означающее "удальцы". Вот одним из таких удальцов и был первый донской атаман.
Более определенную точку зрения на сей счет высказали современные ростовские ученые Н.С.Коршиков и В.Н.Королев. «Сары-Азман, – считают они, – возможно, был татарином, азовским или мещерским, но мог быть и русским, носившим татарское прозвище», и добавляют к вопросу о возможном местонахождении городков Сары-Азмана, что "наиболее вероятным представляется их расположение на Верхнем Дону, откуда казакам Сары-Азмана удобнее всего перехватывать ногайских послов и купцов на реке Воронеже; именно эта река как место "разбоя" атамана фигурирует в источнике".


Вот и все, что можно сказать о первом донском атамане.



Из книги Михаила Астапенко «Донские казачьи атаманы»




Картинка https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.cossack.su%2Fup%2Fphotos%2Falbum%2Fdikoe-pole.jpg&text=%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D1%81%D0%B0%D1%80%D1%8B%20%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D0%BD&noreask=1&pos=3&lr=11036&rpt=simage

Комментариев нет:

Отправить комментарий