В песнях казаков, более чем в чьих-либо песнях, отражается не реальный мир, а мир идеальный "казачий", "правильный", "справедливый": казачий круг, принимающий решения, выборные атаманы; эти черты переняли затем песни Разинщины и Пугачевщины - движений, перешагнувших пределы собственно казачьей общности. По историческим песням казаков почти бессмысленно востанавливать историю: реальная история там игнорируется: фольклорный Ермак никогда не идет в Сибирь, он может быть под Азовом, в турецком плену, у Ивана Грозного - там, где он "нужен" казакам, а не реальной истории. Некрасовцы довели этот принцип до абсолюта: никакой другой истории, кроме фольклорной некрасовской, для них не существовало; песни о всех не причастных к некрасовцам персонажах - Разине, Иване Грозном, и т. д. - считались "беседными" и всерьез не воспринимались. Но при всем этом казачьи утопии реальны, осуществимы "здесь и сейчас"
пятница, 6 сентября 2013 г.
ИСТОРИЯ КАЗАЧЬЕЙ ПЕСНИ
В песнях казаков, более чем в чьих-либо песнях, отражается не реальный мир, а мир идеальный "казачий", "правильный", "справедливый": казачий круг, принимающий решения, выборные атаманы; эти черты переняли затем песни Разинщины и Пугачевщины - движений, перешагнувших пределы собственно казачьей общности. По историческим песням казаков почти бессмысленно востанавливать историю: реальная история там игнорируется: фольклорный Ермак никогда не идет в Сибирь, он может быть под Азовом, в турецком плену, у Ивана Грозного - там, где он "нужен" казакам, а не реальной истории. Некрасовцы довели этот принцип до абсолюта: никакой другой истории, кроме фольклорной некрасовской, для них не существовало; песни о всех не причастных к некрасовцам персонажах - Разине, Иване Грозном, и т. д. - считались "беседными" и всерьез не воспринимались. Но при всем этом казачьи утопии реальны, осуществимы "здесь и сейчас"
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий